APRS (Automatic Position Reporting System) - это специальный вариант пакетной радиосвязи, протокол которого был зарегистрирован в 1992 году Бобом Брунинга WB4APR. APRS is registered trademark of the APRS Engineering LLC, USA.

APRS is an international network of amateur radio stations providing real-time GPS based vehicle or event position reporting, weather reporting and simple message handling for educational, experimental or emergency use. APRS uses a common radio frequency of 144.800 MHz throughout Europe. АПРС это международная сеть любительских радиостанций предоставление в режиме реального времени GPS основана транспортного средства или событием отчетного позицию, погода отчетности и простой обработки сообщений для образования, экспериментальные или чрезвычайного использования. АПРС использует общую частоту радио 144,800 МГц по всей Европе. Digital repeating (digipeating) is used to extend the range of mobile and low power stations over a wider area. Цифровые повторять (digipeating) используется, чтобы расширить спектр мобильных и низкая электростанции в более широкой области. In addition to the radio network internet gateways provide a two-way port to the internet so that stations local to the gateway can be seen worldwide on APRS viewing programs such as Xastir or UI-View. В дополнение к радио-шлюзами сети Интернет обеспечивает двустороннюю порта к интернету, поэтому, что местные станции к шлюзу, можно увидеть по всему миру на АПРС просмотре программ, таких как Xastir или UI-View.
                    

                http://web.usna.navy.mil/~bruninga/

                

                 

пример мониторинга радиолюбительского устройства

первое мое практическое знакомство с APRS состоялось 

 

http://www.youtube.com/watch?v=aUaypnqnHRw

 

 в Ганновере на EXPO-2000, где начинающий работать этим видом пакета Andreas Pushendorf записал для меня "болванку"с программным обеспечением, которая уже через Ваню UA9AGR было разослана нескольким коллегам по России .

Сейчас им пользуются более 7000 радиолюбителей в мире. С помощью этого протокола информацию о местонахождении объекта или о любых его измеряемых физических параметрах можно при помощи технических устройств передать на большие расстояния. При помощи специального программного обеспечения информацию можно визуализировать и обрабатывать .

От обычного пакетного радио APRS отличается двумя принципиальным позициям. Во-первых, это отображение карт и других данных и, во-вторых, использование протокола, который обновляет данные в реальном масштабе времени.

Любой объект просто посылает информацию, а все приёмные станции её регистрируют. В пакетной связи основная масса пользователей использует соединение 'точка-точка', которые носят обычно эпизодический характер. Это не позволяет контролировать события в реальном времени, где срок жизни информации очень короток. Сегодня APRS является самой большой в мире системой реального масштаба времени, с помощью которой можно следить, как за любым специальным событием, так и за критическими ситуациями.

 

                 

увеличенный участок карты, пролетающего на Европой пилота Боинга Юрия RX3AOE-7 ( перелет Москва-Лион)

Где находится движущийся объект (самолёт, судно, шар, авто, мотоцикл, бегун, собака)? Где радиомагазин, выезд из города? Какая погода в различных точках страны, города? Где ураган? Где DX? Чтобы отвечать на эти вопросы и ещё на много другие, APRS передаёт в автоматическое режиме данные о месте положения объекта и значение его физических параметров. Информация может передаваться несколькими путями. Это может быть любительское радио, как на КВ, так и на УКВ, CB, морской диапазон, сотовый телефон, модемное или выделенное соединение с Интернет.

                

пример обмена информацией в "онлайне" на КВ диапазоне

В состав элементов системы APRS входят:

1.         Объекты:

§         стационарные (радиолюбительские станции, не перемещаемые объекты, например такие как - вулкан, церковь, радиоклуб, место старта и т.д. и т.п.)

http://www.qslnet.de/member/dl8rcb/technikal/tx%20rx/yae%20su/ft%20225.htm

 

§         мобильные (все виды движущихся объектов, координаты которых постоянно изменяются, например, такие как - автомобили, грузовики, поезда, воздушные шары, самолёты, ураганы и т.д. и т.п.)

 

воздушный шар над Европой обратите внимание на высоту  388 метров

§         космические (международная космическая станция, радиолюбительские спутники и т.д. и т.п.), например: на Международной космический станции действует APRS станция с позывным RS0ISS 

§         Эти объекты могут обмениваться между собой короткими сообщениями MESSAGE, формировать пакеты с информацией об их состоянии и выполнять тестовые команды в системе и отправлять сообщения на электронную почту.

2.         Информационные (погодные станции WX – специальные автоматические или с ручным вводом информации о метеорологических условиях в данной точке , телеметрия состояния систем ISS и т.д. и т.п.)

http://www.qslnet.de/member/dl8rcb/wx.htm

 

http://www.findu.com/cgi-bin/find.cgi?call=DL8RCB-6

 

 

3.         Дигипитеры Digipeater – элементы сети, предназначенные для приёма и последующей передачи копии пакета полученного от объектов с целью увеличения площади информационного контроля. Изменения производится только в области Digipeater Addresses адреса дигипитеров пакета с целью ограничения числа скачков и трассировки пути перемещения пакета.

4.         Гейты GATE – элементы сети, осуществляющие функцию передачу пакетов с одного диапазона на другой (УКВ - КВ, КВ - УКВ)

5.         Интернет-Гейты IGATE – элемент сети осуществляющие функцию передачу пакетов с радиодиапазона в сеть INTERNET и передачу электронной почты на почтовые сервера (Е-mail).

6.         Сервер Интернет INTERNET Server – элемент сети, осуществляющий прием/передачу пакетов от IGATE, накопление пакетов, поиск и предоставление информации об объекте пользователям Интернет в удобном виде и в различных ракурсах. Например: http://www.db0anf.de/

 

             

пример проведения QSO через NO-44 американский Оскар отвечает на позывной W3ADO-1

Особый интерес для радиолюбителей представляют наземные  и мобильные объекты APRS . Чаще всего радиолюбительские APRS УКВ объекты базируются на  GPS и устройствах различных фирм  Также в качестве APRS объектов, как для мобильной, так и для стационарной работы используются КВ/УКВ трансиверы, соединённые с компьютером по управляющему интерфейсу и формирующим пакеты,через звуковую карту, TNC или специальными формирователями APRS пакетов на базе микроконтроллеров

http://www.qslnet.de/member/dl8rcb/kam.htm

 

http://www.qslnet.de/member/dl8rcb/tracker_dsp_tnc.htm

 

В качестве программного обеспечения в большинстве случаев используют разработки под DOS, Windows, Linux итд. В настоящий момент разработано множество дополнительных программных модулей, которые обрабатывают и отображают в графическом виде значение параметров.количество обьектов реально отображонных в системе можно посмотреть тут:

 

http://wa8lmf.net/miscinfo/APRS_Symbol_Chart.pdf

 

                   

                     

станции всего Земного Шара , над Тихим Океаном пролет спутника ANDE

Передача информации осуществляется в режиме "Simplex" на частотах принятых протоколом  IARU конференции в Лилехаммере, Канада в 1999 году

В 2005 году, мне посчастливилось познакомиться с Рольфом DL0IMA. http://www.intermar-ev.de/

 Он разработал проект поддержки связи с яхтами и судами, не имеющими дорогостоящего оборудования, но имеющих оборудование APRS на КВ ,УКВ с поддержкой в INET.

 

                      

на сайте у Рольфа можно отследить и связаться с радиолюбителями имеющими на борту яхт и катеров APRS

 

                      

WEB-камера портала

собственно с его предложения и появился Российский портал  АПРС в конце  2005  года.

http://www.aprs.qrz.ru/

В настоящий момент в России энтузиастами APRS RD3BC, UA6JAJ, UA9AGR, UA1ATI, UA9LT и многими другими проделана большая работа по переводу документации , опробованы возможности использования APRS элементов на территории России, проведены эксперименты по реальному использованию APRS в сопровождении мобильных объектов в различных конфигурациях системы и на различных дистанциях.

73

 

HOME